Умеешь сам — научи сына и его друзей

13 апреля 2016

imagesКружки на дому: первый опыт.

Спросим у ребят в нашей школе, в каких кружках они занимаются во внеурочное время.

— У Лидии Серафимовны…

— У Вениамина Ивановича…

Однако не стоит искать эти и многие другие имена руководителей кружков по интересам, собирающихся в школе после окончания уроков,— в расписании их нет.

Это особые, домашние кружки.

Домашние кружки — что это такое? По какому принципу формируются, кто ими руководит? Как появилась, чем была вызвана такая форма внеклассной работы с детьми?

Наша школа расположена в новом микрорайоне. От Дворца пионеров, от большинства клубов, театров и других учреждений культуры мы расположены довольно далеко, и дорога туда сложная. У нас же, кроме небольшого клуба «Квант» и детской библиотеки, никаких культурно-просветительных учреждений в округе нет. Организовать в этих условиях досуг двух тысяч ребят, которые живут в микрорайоне и учатся в нашей школе, нелегкое дело.

Председатель нашего родительского комитета, инженер Юрий Алексеевич Карпов — что называется, из прирожденных общественников. Энергично действуют традиционные его комиссии: всеобуча, хозяйственная, бытовая и другие. Родители помогают и в организации летнего отдыха учащихся, и в ремонте школы, и в работе с трудными детьми. И вот теперь — кружки…

В первый же год около двадцати пап и мам высказали желание стать руководителями домашних микрокружков. «Микро» — потому что в некоторые записалось от четырех до семи человек. Зато, например, швейных и кулинарных кружков образовалось несколько, а вот любители резьбы по дереву организовали одну группу.

Кое-кто сначала отнесся к этому делу скептически: подумаешь — кружок!.. Пришли пять девочек к маме одной из своих подружек посмотреть, как режут картошку, да жарят лук-фри, или делают салат, или пекут оладьи. Но это только на первый взгляд. Прежде чем собрать девочек, мама пришла в школу. Ей помогли составить программу кружка, подобрать литературу — и кулинарную и педагогическую. Рассказали о каждой из девочек: как учится, усидчива ли, как складываются отношения с одноклассниками. А потом учителя не раз заглядывали в эту квартиру, сидели на занятиях, помогали советом и делом. Словом, и создание и работа домашних кружков никоим образом не были пущены на самотек, а проходили под пристальным, квалифицированным педагогическим наблюдением. Надо сказать, многие родители обнаружили неожиданный для них самих педагогический талант, прекрасно овладели методикой ведения кружков и вскоре смогли стать советчиками, наставниками новичков

Некоторым кружкам у нас уже много лет. Вот — шахматисты. Вениамин Иванович Зайцев по профессии шофер, шахматы — его давнее увлечение, у него спортивный разряд. Вениамин Иванович ведет свой кружок вполне профессионально, ребята у него осваивают и шахматную теорию, и практику. Он проводит беседы — об истории шахмат, о знаменитых шахматистах, о крупных шахматных соревнованиях, чемпионатах мира, знакомит с правилами проведения турниров, с рыцарскими обычаями участников этой игры. Решение шахматных задач, разбор сыгранных партий, знакомство с секретами игры. Не удивительно, что кружок этот пользуется доброй славой.

Есть домашние кружки прямо-таки уникальные. Один из них ведет инженер-архитектор Лидия Серафимовна Батушкина, называется он «Дымковская игрушка». Ребята с величайшим увлечением

лепят из глины и раскрашивают фигурки и самые разные игрушки.

Лидия Серафимовна знакомит ребят с другими образцами народного творчества, учит не копировать имеющиеся эталоны, а создавать новые игрушки, полнее проявлять свою творческую фантазию.

Надо сказать, что со школьниками среднего и младшего возраста все же легче. А вот старшеклассники… Их уже не интересуют модели и игрушки, они хотят серьезного дела. Такое дело, конечно, нашлось. Движение под девизом «Что ты оставишь школе?» вызвало к жизни множество трудовых кружков и объединений, где ребята изготавливают учебные пособия, стенды, хозяйственные поделки, чтобы ими пользовались следующие «поколения» учеников.

В прошлом году около ста двадцати отцов — в основном инженеры и техники горьковских предприятий — работали с детьми на дому. Благодаря этому школа ныне располагает богатейшим набором пособий, электрифицированных стендов, макетов и схем. Среди устройств и пособий есть поистине уникальные, придуманные самими учениками при участии и под руководством родителей. Офицер Сергей Серафимович Савенков, инженер Валентин Яковлевич Худяков, рабочая Маргарита Михайловна Грачева и многие другие с увлечением и терпением учили ребят полезному делу. О продукции этих временных мастерских знают все — пользуется теперь вся школа.. А вот о работе домашних кружков мы стараемся рассказывать особо. В школе регулярно проходят выставки ребячьих работ: сначала по классам, потом общешкольные тематические выставки, которые обычно приурочиваются к школьной «неделе науки и техники», «празднику игры и игрушки». И призами награждаются не только создатели лучших моделей, учебных пособий и игрушек, но и родители — руководители кружков. Самые лучшие игрушки прямо с выставки направляются в школьную игровую комнату, в группы продленного дня, в городской пионерский лагерь, который работает в нашей школе летом.

Сейчас таких домашних кружков в нашем микрорайоне (и стало быть, в нашей школе) сорок девять. В сорока девяти квартирах раз или два в неделю взрослые привычно встречают школьников, учат их пилить и строгать, шить и вязать, ремонтировать радиоприемники и заниматься фотоделом. Очень показательно, что такие кружки живучи и деятельны. Иные руководители продолжают работать даже после того, как сын или дочь окончили школу. Что же привлекает родителей? Почему они не бросают занятия, хотя конечно же приходится жертвовать частью досуга, да и уборки в квартире прибавляется — ребята и наследят, и насорят… Словом, вроде бы — дополнительная обуза…

В том-то и дело, что не обуза! Большинство родителей быстро понимает это. Во-первых, домашний кружок — этй лишняя возможность поближе узнать собственного сына или дочь, понаблюдать за ними среди сверстников, помочь им научиться жить и работать в коллективе. Во-вторых, кружок позволяет поближе узнать школу, постоянно быть в курсе ее забот, проблем, интересов. И наконец, руководителям домашних кружков представляется редкая возможность поближе и в конкретном деле узнать современную молодежь — ту самую, которая завтра придет на производство. Такое общение помогает старшим быстрее находить общий язык и взаимопонимание с молодыми людьми. У наших ребят и их руководителей отношения самые дружеские, крепкие, хорошие. И не случайно ребята вместе со взрослыми часто отправляются на Волгу, за город, просто погулять по улицам. И разговоры у них не только о делах кружка, но и по самому широкому кругу вопросов. Мы с каждым годом все больше ощущаем пользу, которую приносят кружки. И когда к нам приходят «за опытом» педагоги других школ, мы с чистой совестью советуем им и у себя организовать домашние кружки.

Нам думается, такая форма внеклассной работы заслуживает распространения. И стоит, наверное, подумать заранее о том, как помочь руководителям домашних кружков. Они нуждаются в популярной методической и педагогической литературе — в чем-то вроде «библиотечки общественника — руководителя кружка». Надо, подумать, как организовать снабжение этих объединений необходимыми материалами. (Сейчас, признаемся, все достается правдами и неправдами и держится на чистой самодеятельности.) Нужен и обмен опытом, и методическое руководство со стороны органов народного образования.

…Пока же вечерами более пятисот школьников всех возрастов собираются в приветливых домах, и симпатичные, умные, трудолюбивые люди учат их полезному делу, занимаются с ними искусством, шахматами и другими интересными вещами. Это очень здорово — домашний кружок! — единодушно считают наши ребята.

Комментарии читателей статьи "Умеешь сам — научи сына и его друзей"

  • Оставьте первый комментарий - автор старался

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *