Читаем с детьми. Сказка – ложь, да в ней намек…

28 мая 2015

images

Кто же не любил в детстве читать и слушать сказки, погружаться в таинственный и удивительный мир волшебства и говорящих животных, прекрасных рыцарей и заколдованных принцесс, с замиранием сердца следить за перипетиями судеб главных героев, переживать за них и восхищаться их успехами? Да и становясь взрослее, многие так и продолжают верить в чудеса, с удовольствием читая уже собственным детям интересные и поучительные истории, так полюбившиеся им много лет назад.

А ведь мало кто задумывается о том, что сказка – это не только фольклор, передаваемый из поколения в поколение, но и достаточно эффективный и мощный воспитательный инструмент психологического воздействия на ребенка. Любая, даже самая простая сказка, содержит в себе не только описание какой-либо жизненной ситуации, но и способы ее решения, определение добра и зла и непосредственно вытекающую из этого мораль. Ребенок в игровой, сказочной форме наблюдает различные модели поведения, делает первые выводы, учится стоить отношения и справляться со своими страхами и психологическими проблемами, что позволяет ему гармонично развиваться и быть счастливым.

Взрослый, рассказывающий ребенку сказку, невольно становится соучастником этой захватывающей истории, он ассоциируется у малыша с одним из персонажей, что стирает психологические барьеры между родителями и детьми, позволяя им становиться ближе, понимать друг друга на одном языке. Сказкотерапия уже давно используется психологами для решения внутренних проблем ребенка, борьбы со страхами и комплексами, неуверенностью в себе. Так как же родители могут использовать этот метод в жизни собственного ребенка? Рассмотрим несколько примеров.

1. Перевоплощение.

Замечено, что ребенок гораздо охотнее рассказывает свои проблемы не серьезным, пугающим его взрослым, а тому, кто кажется им более понятным, безопасным и равным ему самому. Зачастую в такой роли выступают игрушки, животные. Если ребенок чем-то расстроен или обижен, родителям не следует давить на него, выпытывая из него правду. Лучше всего перевоплотиться в любимого детского сказочного героя или сделать пальчиковую куклу, с которой малыш намного быстрее найдет общий язык. В игровой, ненавязчивой форме такой персонаж очень быстро сможет разузнать у ребенка, что у него на душе. Ну а дальше уже при решении проблемы в ход пойдут педагогические таланты родителя.

2. Борьба со страхами.

В возрасте 1,5-2 лет дети часто страшатся незнакомых и непонятных им звуков и явлений. Обычный пылесос или швейная машинка могут показаться малышам настоящими монстрами. А к 4-5 годам страхи укореняются и начинают жить своей самостоятельной жизнью в подсознании ребенка. С такими страхами также можно бороться с помощью сказкотерапии. Например, можно нарисовать или прикрепить с помощью наклейки к пугающему ребенка предмету улыбку, глаза, бантик. Придумать вместе с малышом сказочное имя и историю для нового, обязательно положительного персонажа. И тогда страхи ребенка улетучатся как по мановению волшебной палочки.

3. Воспитание личности.

Конечно же, никуда не деться и от воспитательных моментов в отношениях родители-дети. Задача взрослых помочь ребенку адаптироваться к взрослой самостоятельной жизни, научиться принимать правильные решения, брать ответственность за свои поступки, строить взаимоотношения с другими людьми. Все это гораздо проще и интереснее преподносить ребенку в форме сказок и волшебных, но поучительных историй, показывать на примере полюбившихся малышу героев, давать ему возможность самому придумывать сюжеты и выпутываться из сложных жизненных ситуаций пока что в игровой форме.

Комментарии читателей статьи "Читаем с детьми. Сказка – ложь, да в ней намек…"

  • Оставьте первый комментарий - автор старался

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *