Какой вы педагог

Какой вы педагогВаш ребёнок начал ходить в школу, и его оценки вам не нравятся. Может быть, дело не только в способностях вашего чада? Возможно, вы слишком давите на него? Или наоборот – недостаточно контролируете выполнение ним домашних заданий? Пройдите тест и получите ответы на эти вопросы.

 Будучи неудовлетворёнными успеваемостью своего чада, многие родители списывают всё на отсутствие способностей к изучению определённых наук или обычную лень ребёнка. Мало кто из них задумывается о своей роли в этом процессе. А ведь она не так и мала!

 Конечно, легче всего обвинить в своих неудачах школу: мол, там не научили, и махнуть рукой: «Вот я не был (была) отличником – и ничего, стала человеком». Бывают и диаметрально противоположные ситуации, когда для получения золотой медали родители готовы пожертвовать психическим здоровьем своего ребёнка. Обе ситуации неверны в корне. Так, школа не может ничему научить того, кто к этому не стремиться. Если в дошкольном возрасте вы не привили своему малышу желание узнавать что-то новое, никакие учебники вам в этом не помогут. С другой стороны, многие, «толкаемые» вперёд родителями отличники, после окончания школьной гонки «за золото» не могут найти себя во взрослой жизни. Поскольку цель, ради которой всеми интересами и наклонностями ребёнка жертвовали долгое время, уже достигнута, а новой – ещё не видать.

 Вспоминая своё собственное детство, могу сказать, что мама контролировала мою подготовку к школе (включая исполнение домашних заданий, сборы портфеля и проверку дневника) до второго класса включительно. Впоследствии же мамино образование маляра-штукатура не могло помочь мне в изучении химии и прикладной математики. В результате все эти тяготы легли исключительно на мои плечи, мама же ограничилась походами на родительские собрания и «подписыванием» дневника. Каково же было моё удивление, когда в пятом классе, зайдя однажды к своей подруге домой, я застала её за переписыванием тетради по украинскому языку. Оказывается, при выполнении домашнего задания она сделала несколько ошибок, и мама заставила её переписывать все исписанные ранее листки.

 Какой из описанных методов контроля подходит лучше вашей семье, решать вам. Хочу только привести ещё один пример из своей уже педагогической практики. Когда у класса, в котором я была классным руководителем, в программе появился такой сложный предмет, как физика, успеваемость резко ухудшилась практически у всех ребят. На мои записи в дневниках с просьбой проконтролировать своё чадо мало кто из родителей отреагировал. Более того, некоторые родители месяцами вовсе не заглядывали в дневники детей. Каковым же было их удивление в конце семестра при получении табелей с оценками! Поразительным было то, что большинство стало обвинять учителя в необъективном оценивании. Тогда я задала родителям всего три вопроса:

«Кто из вас проверял, учит ли ребёнок то, что задают по физике?»

«Кто проверял, что же он выучил?»

«Каковы результаты проверки?»

На первый вопрос подняли руку примерно половина сидящих в классе родителей. На второй вопрос – только одна мама. На третий же ответила она коротко: «ничего». Кстати, её дочь принадлежала к числу очень способных и старательных учениц. На самом деле ребятам просто нужно было, чтобы родители на какое-то время отложили свои дела и занялись «уроками».

 Вы можете возразить, что контролируете свое чадо, а результата всё равно нет. Возможно, ваша ситуация противоположна описанной, и вы слишком давите на ребёнка. Пройдите наш тест и узнайте ответ.

 Тест: Какой вы педагог?

  1. Вы уверенны, что игровая форма занятий ведёт к расхлябанности?
  2. Тетрадь является лицом ученика?
  3. Знаете ли вы имена троих ближайших школьных друзей своего ребёнка?
  4. Согласны с пословицей: «Тяжело в учении – легко в бою»?
  5. Основное усвоение учебного материала ребёнком происходит в школе, а не дома?
  6. Актуальна ли в наши дни мудрость: «Повторение — мать учения»?
  7. Вы в детстве любили делать уроки?
  8. Учителя вашего чада задают на дом больше положенного?
  9. Гости в доме – не повод не учить уроки?
  10. Домой никогда не задают то, с чем ребёнку не справиться?
  11. Чем лучше контроль за выполнением уроков, тем лучше успеваемость?
  12. Если ребёнок не желает выполнять домашнее задание, можно иногда пойти у него на поводу?

Считаем баллы

Начислите себе по одному баллу за ответы «да» на вопросы 1, 2, 4, 6, 7, 9, 10, 11 и «нет» на вопросы 3, 5, 8, 12.

Результаты теста

0 – 4 балла: Вы слишком легкомысленно относитесь к выполнению домашнего задания своим ребёнком. Поймите, что сначала вы должны научить своё чадо прикладывать усилия для достижения результатов, и лишь потом выражать недовольство по поводу оценок.

5 – 8 баллов: Ребёнок, скорее всего, уже понял ваше серьёзное отношение к учёбе. При этом вы оба понимаете, что детство не сводится к учёбе. Учтите, что периодически ваше чадо будет всё же проверять, так ли незыблемы установленные вами правила.

9 – 12 баллов: Ваши требования к своему ребёнку слишком велики. А всё общение вращается вокруг его школьных достижений. Если в срочном порядке вы не разбавите своё общение теплотой и лаской, рискуете либо вырастить неуверенного в себе «заучку», либо получить в подростковом возрасте акцию протеста в виде ухода из дома.

 Как видите, успехи в учёбе зависят не только от учителей и учеников, но и в немалой степени — от их родителей. Возможно, и вам не помешает пересмотреть своё отношение к выполнению уроков ребёнком.

 Кстати, моя подруга окончила школу с золотой медалью, а институт — с красным дипломом, и продолжила семейную традицию, став врачом. В моём же аттестате наряду с пятёрками красовались четыре четвёрки по точным наукам: химии, физике, алгебре и геометрии, а в университете до красного диплома мне не хватило 0,2 балла. По профессии же я – учитель украинского языка и практический психолог.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *