Становление взаимоотношений одноклассников

первый класс    Первые дни ребёнка в школе ознаменовываются не только первыми оценками, но и становлением отношений между одноклассниками в коллективе. Узнайте о «подводных камнях», с которыми может столкнуться ваш ребёнок.

    Многие родители будущих первоклассников уделяют большое внимание «багажу» знаний, необходимому при поступлении в школу, а умение строить отношения со сверстниками остаётся в стороне. Мы обещаем своему чаду, что в школе у него сразу появится много новых друзей. А всегда ли так случается на самом деле? Почему одни дети практически сразу становятся «душой компании», а другие до самого окончания школы так и не находят себе хотя бы одного друга?

    Дело в том, что не только деловые (учебные), а и личные отношения зарождаются практически одновременно в первые дни пребывания ребёнка в школе. Поэтому родителям нужно уделять внимание не только приносимым в дневнике оценкам, а и отношениям, которые складываются между одноклассниками. Когда учитель знакомит одноклассников, стремясь их сдружить, она создаёт базу не только для взаимного сотрудничества, но и для личных симпатий.

    А в дальнейшем эти две системы отношений вашего ребёнка будут развиваться неодинаково. Первая во многом зависит от поведения педагога, им управляется и может быть изменена по его желанию. Система же личных отношений базируется на симпатиях и антипатиях детей и никакого организационного оформления не имеет. Поэтому вашему ребёнку придётся самому без посторонней помощи строить отношения в новом коллективе.

    В первые дни пребывания в школе дети бывают настолько ошеломлены обилием новых впечатлений, что практически не замечают одноклассников. Забирая своё чадо со школы, вы можете быть удивлены тем, что оно не может сказать, как зовут соседа по парте. Процесс знакомства, во многом зависящий от учителя, может затянуться на месяц – полтора. До тех пор каждый ребёнок «сам по себе». В его речи может проскальзывать выражения: «Я и учительница занимались…» Но постепенно он начнёт воспринимать себя как часть коллектива и его слова изменятся на: «Мы и наша учительница».

    Для педагога наиболее жизнеспособной единицей коллектива является группа 5 – 7 человек. Именно в таком мини коллективе есть возможность дать ответственное поручение каждому его члену. Поэтому в советские времена каждый класс разбивался на «Звёздочки», что помогало деткам овладевать таким сложным видом отношений, как совместная деятельность, направленная на достижение результата.

    Позже, когда ученики научатся действовать самостоятельно, в коллективе появится активная группа учеников, от которой во  многом будет зависеть и личные отношения. Выделение актива – процесс противоречивый, поскольку не всегда учитель знает о том, каковы мотивы проявляемой активности. Так, некоторые ученики с готовностью выполняют поручения из-за искреннего желания помочь одноклассникам. Довольно быстро они завоёвывают и личные симпатии сверстников. Другие же дети «активничают», чтобы занять привилегированное положение среди учеников. Если такому ученику приходится подчиняться другим членам коллектива, они могут заупрямиться и отказаться от работы.

    Опасная тенденция последних лет – в классе появляется группа «профессиональных руководителей» другими учениками. Именно у таких руководителей уже в младших классах проявляются черты тщеславия, себялюбия и презрения к остальным членам коллектива. А в подростковом возрасте такие ученики склонны к жестокому обращению с теми, кто не готов признавать их «власть».

    Для многих учеников младших классов личное общение не имеет первостепенного значения: им вполне хватает общения в школе. Конечно, если дети регулярно гуляют в одном дворе, то они волей-неволей сдруживаются вне класса.

    Примерно в 5 классе происходит перелом, когда ребёнку очень хочется занять своё место в коллективе и найти друзей. Теперь уже не учительское и родительское мнение имеет значение, а точка зрения сверстников. Это может подвигнуть подростка на непонятные для взрослых действия с целью завоевания авторитета у одноклассников.

    Любые отношения в группе основываются на потребности детей в общении, которая меняется с возрастом. Каждый ребёнок, придя в школу, развивает сразу две линии взаимоотношений: деловую и личную. И эти линии реализовываются неодинаково:  активный на уроках и в общественной деятельности ребёнок может быть полностью невидимым для одноклассников.

    Некоторые особо заботливые родители пытаются оградить ребёнка от «ошибок» общения, совершаемых в подростковом возрасте: контролируют или ограничивают круг общения. Но тем самым они ещё и лишают своё чадо возможности научиться разбираться в людях и принимать собственные решения. Если уже в младших классах ребёнок научится общаться со сверстниками, то в старших классах он, скорее всего, будет общаться с теми детьми, которые были близки ему по духу и ранее, а не пытаться завоевать благосклонность одноклассников.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *