Задержка речевого развития как повод обратиться за консультацией к логопеду-дефектологу

5 июня 2013

занятия с логопедом  Примерно к трём годам почти все детки начинают говорить короткими предложениями. Если же малыш продолжает изъясняться при помощи жестов, консультация логопеда и других узких специалистов просто необходима.Слыша, как чужие детки строят свои первые короткие и не очень предложения, многие родители задумываются, не нужна ли их молчуну консультация логопеда-дефектолога. И беспокоятся они не напрасно, ведь задержка речевого развития у детей – это явление, справиться с которым в минимальные сроки можно лишь в дошкольный период. Дело в том, что изучать речевую грамоту дети начинают в особо чувствительный для себя период, который приходится на первые три года жизни. Именно в это время малыш ежесекундно узнаёт для себя что-то новое и стремится поделиться этим с окружающими. Если же рубеж трёх лет стал непреодолимым препятствием, последующее развитие речи оказывается под угрозой.

Почему молчит карапуз?

Причин «молчаливости» трёхлеток может быть много, но главными являются следующие пять.

  1. Тугоухость. Каждый плохо слышащий ребёнок с большим трудом овладевает речью, поскольку не слышит и не понимает слов окружающих его людей.
  2. Родовые травмы, гипоксия, инфекция или интоксикация, произошедшие ещё во время беременности.
  3. Преждевременное рождение и ослабленность организма, из-за которых нервная система ребёнка созревает позднее.
  4. Лёгкая степень умственной отсталости.
  5. Наследственность. Если хотя бы один из родителей поздно заговорил, то ребёнок, скорее всего, тоже начнёт общаться поздно. Правда, когда в три – три с половиной годика кроха не говорит и простейших словосочетаний, о норме речи быть не может.

Отметим, что небольшие задержки речевого развития могут наблюдаться и у здоровых деток. Так, девочки в среднем начинают разговаривать на 2 – 3 месяца раньше мальчиков. А малыши с высоким коэффициентом интеллектуального развития нередко начинают говорить поздно, но сразу целыми предложениями.

Что делать?

Первое, чем следует заняться родителям молчуна, это определить причину еготесты логопеда немногословности. Сделать это можно, записавшись на приём к педиатру, логопеду, лору и психоневрологу. Несложные тесты логопеда помогут выяснить, насколько речь малыша соответствует его умственному развитию. Зачастую логопед направляет ребёнка к психоневрологу, который выясняет, как протекали беременность и роды, как ведёт себя карапуз в разных бытовых ситуациях.

Нередко причиной задержек развития становятся проблемы физиологического характера. Например, плохой слух, расщелина в нёбе или короткая подъязычная уздечка. Все эти недостатки сможет обнаружить лор во время осмотра. И чем раньше, проблема будет обнаружена, тем лучше для малыша. Но поставить диагноз «задержка психоречевого развития» могут только медики. К тому же, сделают они это только после исполнения ребёнку трёх лет. Поскольку именно в этот кризисный период у многих детей происходит скачок в развитии, когда пассивный словарный запас переходит в активную стадию.

Правда, просто ожидать того самого «скачка» взрослым тоже не стоит. Если в два года малыш обходится парой слов, родителям следует обратить внимание на собственные ошибки воспитания.

Ошибки, допускаемые родителями молчунов

  • Всё семейство старается максимально угодить карапузу, предугадывая все его желания. Малыш просто не испытывает необходимости подавать голос и не может правильно связать предметы, которые его окружают, со словами взрослых.
  • Родители чересчур мало разговаривают со своими детьми. Именно в процессе ласкового общения с мамой ребёнок познаёт мир. А если мама только делает замечания, ребёнок не испытывает необходимости в разговоре с ней.
  • У малыша плохо развита мелкая моторика, он неуклюж и пассивен. Всё это, как в зеркале, отражается на его речи.
  • Кроха подвергается стрессу. Например, родители отправили его в садик или на долгое время увезли «на деревню дедушке». Хотя стрессовая ситуация может и поспособствовать развитию. Малыш получает массу новых впечатлений и молчать просто не в состоянии.
  • Общение в семье на двух языках, особенно из разных языковых групп, приводит к проблемам воспроизведения речи. Малыш вроде и понимает слова на обоих языках, но идентифицировать их он не может, ведь одни и те же предметы носят разные названия.

Учимся и познаём мир, играя

игра и развитие речиТак уж сложилось, что логопеды не занимаются с детками, которым не исполнилось трёх лет. Поэтому первые «уроки» речевого развития лягут на плечи родителей, которым придётся набраться терпения. Далеко не сразу малыши начнут говорить правильно, но и мы, взрослые, лучше справляемся с той работой, к которой хорошо подготовлены. Вот и займитесь со своим двухлеткой подготовкой.

Первое правило – описывайте собственные действия. Готовя ужин, рассказывайте карапузу о том, как набираете воду, ставите на огонь сковородку или нарезаете овощи. Это поможет малышу идентифицировать слова и предметы.

Правило второе – беседуйте обо всём, что видите на прогулке. Пускай карапуз и не очень хороший собеседник, но рассказывать о кошечках и собачках ему нужно. В конце прогулки мама должна подвести её короткие итоги, что-то вроде: «Мама с Катей гуляли во дворе. Мы делали пасочки в песочнице. Рядом гуляла соседка с собачкой. Собачка пушистая. Она говорит: «Гав!». Неплохо было бы, если бы дома кто-то поинтересовался у ребёнка, что он делал на прогулке.

Правило третье – «шаг за шагом». Смысл этого правила в том, чтобы каждый день по нескольку раз повторять ребёнку, что он делает, давать короткие и понятные инструкции: «Мы пришли с улицы. Идём мыть ручки, они грязные. Иди в ванную. Открой краник. Намыль грязные ручки. Ополосни. Закрой кран. Вытри руки полотенцем». Не забывайте хвалить.

Правило четвёртое – знакомство со звуками. Это взрослые знают, что разные предметы издают разные звуки, а малыш пока «не в курсе». Показывайте картинки и рассказывайте, что паровоз делает «Ту-ту-у», а киса говорит «Мяу!».

Правило пятое – читайте и развивайте внимание. Читайте коротенькие рассказы карапузу, заведя предварительно будильник на 2 минуты. Если чадо умудриться слушать и не отвлекаться до звонка будильника, обязательно похвалите его. Постепенно увеличивайте время чтения.

Правило шестое – развивайте мелкую моторику, а именно лепите, рисуйтеразвитие мелкой моторики карандашами и собирайте конструкторы. Это поможет малышу стать более ловким и даст своеобразный толчок к развитию речи.

Вот и все нехитрые домашние способы развития речи для деток, которым ещё не исполнилось три годика. Познавайте мир вместе с крохой весело, играючи, и тогда в три годика вам не понадобится никакая консультация детского логопеда.