Как понять капризного ребёнка

Капризный ребенокВаш ещё недавно «золотой» ребёнок закатывает истерики без малейших на то причин, а до кризиса 3-х лет вроде далековато? Возможно, причина всё же есть. Для нас, взрослых, она малопонятна, но для малыша — очень существенна. Ведь именно таким, на первый взгляд неприемлемым способом он пытается ощутить ту границу, где начинается такое желаемое «нельзя».

Довольно часто на улице или в магазине мы замечаем маму с громко плачущим ребёнком. Если малышу нет годика, мы лишь посочувствуем обоим, а вот отношение к деткам чуть постарше (2 года и больше) уже несколько другое. Люди и вовсе старшего поколения могут, проходя мимо, давать и без того расстроенной мамочке советы типа: «Баловать нужно меньше» и т.д.
Сама, будучи мамой с небольшим стажем (2 года 10 месяцев), могу сказать, что тоже не избежала подобных проблем. Когда моей дочке исполнилось 2,5 года, я заметила, что «покой нам только снится» и весь день мы только и делаем, что воюем по какому-то поводу, а то и без него. Так, утро начиналось с истерики на тему «Не буду кушать», далее же следовала концертная программа со стандартными номерами: «Не надо одеваться», «Не пойду гулять», «Не хочу домой», «Не буду кушать», «Не надо спать». Логическую цепочку можете продлить самостоятельно.

     Подобное поведение ребёнка не только портит нервную систему взрослых, но изматывает и самого малыша. Не стоит думать, что ваше чадо специально и сознательно испытывает ваши нервы, ведь ребёнок до этого просто не дорос. Хотя доля истины в этом есть – малыш действует целенаправленно. Однако обо всём по порядку.

 
    От рождения и до первого дня рождения практически все прихоти и капризы малютки исполнялись моментально: расплакался – взяли на руки, проголодался – накормили, намочил пелёнки – поменяли, захотел игрушку – дали… Так продолжается до тех пор, пока малыш не начнёт ходить и самостоятельно дотягиваться до интересующих его предметов. Теперь уже родители начинают суетиться и убирать потенциально опасные предметы подальше из зоны досягаемости. Если же малыша и заинтересует что—то запретное, то его внимание довольно просто переключить на другой предмет. Это происходит потому, что ребёнок только начинает познавать мир, а вокруг так много нового. Но в возрасте от 1,5 до 2,5 лет дети начинают понимать ещё и то, что не всё можно получить. Так, к 2-м годам большинство детей усваивают 2 – 3 безусловных «нельзя»: не трогай печку, не лезь на подоконник и т.д. В этот период и приходит понимание того, то какие-то вещи доступны, какие-то нет. Вот тут-то малыш и пытается выяснить: а точно ли нельзя трогать нож? А что будет, если всё же потрогать? А что скажет и сделает мама? Т.е. ребёнок для себя пытается установить границы дозволенного и одновременно старается их расширить, используя давно проверенный на практике способ – плач и крики.

    В этой ситуации родителям нужно выработать совместно правила поведения и объяснить их малышу. Каждое «нельзя» следует аргументировать. Например, нельзя играть с ножом, т.к. можешь порезаться. После этого все члены семьи должны придерживаться одной линии. Нельзя допускать, чтобы родители что-то запретили ребёнку, а бабушка под воздействием криков разрешила. Кроме того, даже если вы устали от «борьбы», не следует сегодня разрешать то, что было под запретом вчера, утешая себя мыслью, что завтра вы вновь запретите подобные действия. В такой ситуации ваше чадо усвоит лишь то, что родителями всё же можно манипулировать, и будет в старшем возрасте устраивать истерики.

    Конечно, после установления границ дозволенного поведение ребёнка изменится не сразу. Но уже через пару недель малыш усвоит, что родительское «нельзя» не обсуждается, и перестанет бесполезно тратить энергию на крики.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *